
Кдпв
Похороны ЕАЭС преждевременны: союз больше нужен Лукашенко, чем Путину.
Апокалиптические комментарии к прошедшему саммиту глав государств ЕАЭС
случились со всех сторон – и от сторонников интеграции, и от прозападных «писателей». Мем «на хрена нужен такой союз», запущенный главным вирусологом-дезинтегратором, как видим, оказался востребован, и теперь, в том числе, теми, кого трудно заподозрить в антипатии к России.
Мы не разделяем пессимизма, оказавшегося вдруг всеобщим. По пунктам – почему ЕАЭС переживет текущие кризисы.
1️⃣ Пока нет альтернативы этому механизму сотрудничества государств, чей рынок «завязан» на РФ. Мало того, ЕАЭС больше нужен им, чем России. Ей, с ее ресурсами, емким внутренним рынком, устойчивой (относительно других членов ЕАЭС) денежной единицей и статусом мировой державы, в общем, было бы достаточно двусторонних отношений с каждым из партнеров – и даже легче было бы жонглировать ценами. ЕАЭС нужен бывшим республикам СССР для того, чтобы не потерять Россию.
2️⃣ Проблема не в «хотелках» Лукашенко или кого-либо еще из «надежных партнеров». Проблема и не в «имперских амбициях» российской стороны – их нет, Путин не тащит никого арканом и не выкручивает рук. Главная проблема в том, что у бывших республик нет, по сути, ничего для равноценного обмена с Россией. И не созрело желание предложить, в обмен на возможные нефтегазовые преференции, хотя бы что-нибудь, лежащее под руками – ощутимые скидки на сельхозпродукцию, например, если говорить о Беларуси. Строим отношения «ниже рынка»? Окей, давайте все дружно делиться друг с другом чем богаты. Но нет. Все крутится пока лишь вокруг «цен на газ, как в Смоленске», вокруг российских ресурсов.
3️⃣ Любой союз – это правила, от которых выигрывают далеко не все (как в ВТО), и это наднациональные органы (как в ЕС). Все остальное – вариативно. В том же ЕС далеко не все, к примеру, перешли на евро. Степень суверенности каждого в едином союзе определяют его участники. Но общие правила должны быть. В ЕАЭС они только нащупываются, и пока лишь чисто в экономической сфере. Будущее ЕАЭС – в той интеграции, от которой сегодня шарахаются и некоторые президенты, и все комментаторы. Единые законы, единообразные налоги, единая валюта, общие органы управления реально могут создать мощный и широкий единый рынок. Цена вопроса – амбиции лидеров.
4️⃣ Выход Беларуси из ЕАЭС (как и любого другого члена), да и распад ЕАЭС не создаст больших проблем для РФ (см. п. 1), зато сильно осложнит жизнь «отщепенцам». Быть первым парнем на деревне – это прекрасно, пока деревня не голодает. Потеря российского рынка и транзита через РФ больно ударит по республикам. Именно поэтому ни Лукашенко, ни его западные друзья не вынашивают коварных планов по «убийству» ЕАЭС. Но пытаются использовать ЕАЭС как площадку для давления на Россию.
5️⃣ Впереди – новые попытки шантажа дезинтеграцией. Но давление на Россию сейчас уравновешивается теми самыми двусторонними отношениями, заполняющими вакуум общих правил.
Пример Украины, так и не разорвавшей пуповины со «страной-агрессором» - у всех на виду.
***
Бизнес Беларуси дозрел до бунта против Лукашенко.
Даже если почти все люди бизнеса, двинувшиеся на выборы президента Беларуси, - спойлеры, все равно это знаковое явление.
Если что-то и снесет нынешний режим в РБ, это будут маленькие, незаметные сверху и совсем небогатые частники, владельцы своего дела.
Не случайно Лукашенко инстинктивно их ненавидит, считает чужими.
Он мыслит категориями «предприятий», а ресторанчики и автомастерские – это, по его мнению, бездельники.
Вспомним хотя бы из последнего, когда он отказался их поддерживать: «Никто никому ничего не даст. А если кто-то хочет, чтобы ему дали, пусть скажет: где это взять? Мы что, будем сегодня забирать у людей, которые напрягаются, и отдавать тем, кто сегодня бездельничает? Этого не будет».
МСБ в Беларуси – самый самостоятельный и самый страдающий класс. Их не хотят слышать, и даже считают это зазорным.
Больше года назад ИП-шники собрали 7000 (!) подписей под обращением к президенту, в котором жаловались на невозможность достучаться до правительства.
Их волновали бюрократия, придирки, препоны для ввоза товаров. Жалобу выкинули в мусор, Румас и Турчин, на которых жаловались предприниматели – по-прежнему в руководящих креслах.
А теперь оцените, что такое МСБ в командно-админстративной Беларуси. Это 26% ВВП по итогам 2019 года. Это более 43% выручки всех предприятий республики – почти половина! Это 257 тысяч ИП и 111 тысяч компаний. Больше трети – торговля и авторемонт.
Это люди, зарабатывающие своим горбом и не желающие терять трудовую копейку. Кризис бьет по ним в первую очередь. И все говорит о том, что идти на заклание они не будут.
Вряд ли стоит ждать в Беларуси буржуазной революции. Но необходимость смены власти МСБ сегодня чувствует и понимает.
(Тлг-канал Трыкатаж)
А вы за такую политику "Батьки" или против ?
Journal information