ledy_lisichka (ledy_lisichka) wrote,
ledy_lisichka
ledy_lisichka

Categories:

Жизнь Замечательных Мифов. Декабристы


(Декабристы Бестужев и Торсон на маслобойне)

Историк Сергей Эрлих - о «декабристском мифе»:
Выступление декабристов - яркий пример того, как могут расходиться реальное историческое событие и память о нем.
Историк Марк Алданов совершенно справедливо отмечал: «Декабристы ничего не разрушили и ничего не создали.
Ценность того, что они сделали, заключается всецело в их легенде».
А создал эту легенду о декабристах, или миф, Александр Герцен.


Он все перевернул с ног на голову.
Святыми рыцарями стали декабристы, а Николай I превратился в настоящее исчадие ада.
Как только Герцен его ни называл: «драконом», «змеем», «медузой Горгоной». Кроме того, Герцен неоднократно проводил параллели между Христом и декабристами: восстание против фарисеев, неправедный суд, казнь, возвращение из Сибири как «воскрешение».

В политическом же смысле декабристский миф воспитывал непримиримость к власти: он исходил из посыла, что с ней нельзя договориться, ее можно только свергнуть, уничтожить.
Миф сработал в 1905-м, а потом 1917-м, когда вокруг ненависти к власти объединились широкие круги, начиная от анархистов и заканчивая конституционными демократами.
Для них всех декабристы были своего рода путеводной звездой, примером для подражания.
Когда большевики уже пришли к власти, функция декабристского мифа поменялась: его целью было обосновать право большевиков на власть как идейных наследников декабристов.
В сталинское время «борьбы с космополитизмом» революционный пафос декабристов отодвинули в тень: упор делали на то, что они были патриотами страны, защитниками Отечества – участниками войны 1812 года.
С начала 1960-х годов, после свернутой хрущевской оттепели, декабристов взяла на вооружение оппозиционно мыслящая интеллигенция (диссиденты).
Используя аллюзии, она прославляла самоотверженность и смелость борцов за политическую свободу и противников деспотического режима. Об этом эзоповым языком говорилось даже в книгах такого блестящего профессионального историка, каковым был Натан Эйдельман.
Интеллигенция в каком-то смысле видела в себе декабристов, гонимых борцов за свободу, а в действовавшем политическом режиме – подобие николаевской реакции. И это придавало силы.
И недаром появился знаменитый романс Галича «Смеешь выйти на площадь», посвященный вроде бы декабристам, но на самом деле воспевавший борцов против советского политического режима.
В августе 1991 года, когда на площади под лозунгами свободы вышли уже тысячи, снова звучали декабристские аналогии.
Одним словом, образ декабристов в исторической памяти стал реальным политическим оружием.
Для меня вполне очевидно, что декабристский миф два раза содействовал разрушению политического режима в стране – в 1917-м и в 1991 году. И в этом как раз и есть значение декабристов: не в том, что они сделали в 1825 году, а в их легенде.
Она фактически от них отделилась и жила своей собственной жизнью.
[источник]https://t.me/dimsmirnov175/8329


Историк забыл упомянуть, что все эти "восстания" и "революции" размножаются в головах людей, которым заняться нечем.
Сиречь, от безделья.
А если дать им возможность попробовать развивать свои идеи на личной практике - человека словно подменяют.
И он раскрывается там, о чем допредь и помыслить не мог. Ну вот те же самые декабристы. На каторгах? Отнюдь. Не был царский режим столь кровавым. Ссылка? Да. По делам их. А что в ссылке? А вот что:

... Большинство ссыльных декабристов демонстрировали недюжинный предпринимательский пыл.
К примеру, в сибирской ссылке Н.Муравьёв свел тесное знакомство и сотрудничество с иркутским банкиром Медведниковым, крупнейшим золотопромышленником Кузнецовым и другими дельцами, занимался кредитованием, полеводством и огородничеством, торговлей и разными промыслами, о которых говорил в своей Конституции.
В летние месяцы братья Никита и Александр Муравьевы «превращались в энергичных агрономов», проводили много времени на своих, расчищенных руками наёмных рабочих, полях, в хлебных овинах, амбарах и мельницах.

И вот еще.
Оказавшись вблизи Иркутска, крупнейшего торгового центра между Китаем и Москвой, они проявили интерес к другим сферам предпринимательства. Сначала они давали деньги в ссуду («распределяли в частные руки»), получая законные 8% годовой прибыли.
Развивая свой бизнес, устроили мельницу, которая, в отличие от местных мельниц, стала работать и зимой, проникли в рыболовство. Байкальский омуль был одним из основных продуктов питания местного населения и стал ходовым товаром. В 1842 году Муравьёвы вложили в ловлю и обработку омуля 20 тыс. руб. и получили 7 тыс. руб. прибыли (доходность — 35 %).

Ещё более прибыльной считалась торговля хлебом, дававшая до 40% прибыли. Стремились Муравьёвы, как и другие декабристы, в золотопромышленность. Но их проекты оказались неосуществлёнными, так как правительство не выдавало им промысловые свидетельства и не разрешало удаляться от места приписки даже на несколько вёрст.
В противном случае в Сибири бы получили широкую известность крупные богачи из ссыльных декабристов

Другому декабристу, Г.Батенькову, Сибирь представлялась наиболее подходящим краем для проверки задуманных преобразований ещё до вступления в тайное общество. Свои надежды на улучшение жизни в Сибири он связывал с новыми законами.
Как и другие декабристы, Батеньков видел, что порядок и производство дел в присутственных местах, произвол, взятки и притеснение народа зависели в Сибири, как и во всей России, от личности администратора, прежде всего губернатора. «Законы ещё не вошли в основание народной жизни», - писал он.

Оказавшись в Сибири, Батеньков стал предпринимателем. Он вёл большое личное хозяйство, проектировал на заказ здания и сооружения, руководил их строительством. В частности, он построил винному откупщику Степану Сосулину дачу в 4 вёрстах от Томска, разместив рядом с ней образцовые заводы (мыловаренный, свечной, кожевенный), оранжереи.
Получив за свои труды участок земли на Степановке, выстроил там себе дом по передовой даже для нашего времени технологии: набитые на каркас плахи и между ними соломенные маты.



Надежды Батенькова на подъём производительных сил Сибири в связи с золотой лихорадкой не оправдались. Лихоимство и взяточничество процветали, нищета рабочих и поселенцев не иссякала.
Однако был выход из тупика - введение частной собственности на землю для тех, кто на ней работает, развитие фермерских хозяйств, улучшение водных и сухопутных путей сообщения, требование предоставить Сибири автономию.

Видное место среди декабристов занимал Владимир Раевский, который, как и Гавриил Батеньков, провел свою юность в кадетском корпусе, где они были друзьями и мечтали о переустройстве русской жизни, а офицерскую молодость — на полях сражений Отечественной войны 1812 года и в заграничных походах. Раевский прибыл в Сибирь в 1828 году и был «водворён» в с. Олонках близ Иркутска. Здесь он вскоре женился на крестьянке, бурятке Евдокии Середкиной, научил её грамоте, пристрастил к чтению. В семье было 8 детей: 5 сыновей и 3 дочери, старший из них стал казачьим полковником.

В.Раевский сразу же стал заниматься предпринимательством — взял подряд на перевозку вина от винокуренного завода до мест продажи и хранения. Получал за это жалованье 3 тыс. руб. в год ассигнациями и до 2 тыс. руб. «награждения», хотя сам водку принципиально не пил.
На свои средства купил мельницу, дом в Иркутске, 30 десятин земли, построил для семьи красивую усадьбу в Олонках, с парком и аллеей, огородами и парниками, где выращивал дыни, арбузы, помидоры и др. редкие для тех мест культуры.

Круг коммерческих интересов Раевского был широк: он занимался хлебопашеством, покупкой и продажей хлеба, его переработкой.
Некоторое время занимался наймом рабочих на золотые прииски (до 2 тыс. чел.) и получал за это до 3 тыс. руб. сер. в год. Кроме этого, в течение 12 лет он был доверенным откупщиков, получая до 2,5 тыс. руб. сер. ежегодно.



Почти все декабристы сопоставляли Сибирь с бурно развивающимися Северо-Американскими Соединенными Штатами.
Талантливый штабной работник, декабрист Н.Басаргин в своих записках говорит об этом так: «Чем дальше мы подвигались в Сибири, тем более она выигрывала в глазах моих.
Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышлёнее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать от тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни».

Декабрист Торсон построил молотильную машину, а Завалишин создал образцовое хозяйство и своим опытом показывал местным жителям, что значит «культура земледелия»: как удобрять землю, что такое многопольная и плодопеременная система пашни, когда правильно косить траву. Кроме земледелия, он выводил породы молочных коров. У него было большое хозяйство: 7 коров и более 40 лошадей.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. М.Муравьёв-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель, Ф.Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур.

Муравьёв-Апостол был удивлен тем, что местное кладбище не было огорожено и по нему ходили домашние и дикие животные. Он организовал людей для создания ограды. Декабристов также удивлял тот факт, что возле домой не было ни деревьев, ни цветов, многие из них (Лунин, Муравьёвы в Урике, Трубецкой в Омске, Раевский в Олонках и др.) посадили у домов сады. Сад Раевского сохранился до сих пор.



Сравнение Сибири с Америкой часто встречается в воспоминаниях и письмах А.Розена, В.Штейнгеля, С.Волконского, И.Пущина и др. И. Пущин писал своему лицейскому учителю, а потом и директору Царскосельского лицея Энгельгардту: «Она (Сибирь) могла бы также отделиться от метрополии и ни в чём бы не нуждалась — богата всеми дарами царства природы. Измените только постановления, и всё пойдет улучшаться».

Предпринимателем в Сибири стал и ссыльный декабрист А.Якубович. В письме от 11 декабря 1840 года В.Давыдову он пишет: «Ты знаешь уже через Мальвинского (отставного офицера, известного сибирского золотопромышленника), что мне поручил откуп сделать закуп 31 тыс. пудов муки, менее месяца я всё обработал; доставил более 7 тыс. руб. выгоды своим доверителям и сам получил следующую выгоду: мне за комиссию очистилось 2 тыс. 80 руб. — из них я уплатил Оболенскому 800 руб. и оставил себе на содержание по 75 руб. в месяц, сшил волчью шубу и обзавелся новой амуницией; но самое главное выиграл неограниченное доверие, следствием которого я теперь главный винокур Александровского завода, главный подвальный и поверенный откупа».
источник




А вы как относитесь к декабристам и их восстанию ?

Подписка на ЛисоБлог Фейсбук, ВКонтакте, Группа в ВКонтакте, Твиттер
Tags: Россия/российские достижения, история/архивы, революции
Subscribe

Posts from This Journal “история/архивы” Tag

promo ledy_lisichka june 19, 2018 10:00 73
Buy for 50 tokens
Все фотографии я сделала вчера в течение дня. Назвала Светлогорск пряничным, потому что центр в нем застроен преимущественно красивыми домиками в симпатичном архитектурном стиле "фахверк" и вымощен плиткой. В то же время большие и красивые многоэтажные дома целыми районами с готовой…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Besttanafi

December 29 2019, 23:22:42 UTC 9 months ago

  • New comment
НАдо раделять восстание и ссылку...
Декабристы были образованными людьми и много сделали для развития Сибири. Но там был тяжелый климат, поэтому считалось, что в ссылке все плохо. И для развития Сибири много сделалось и после польского восстания, потому что было сослано много грамотных и образованных людей которые стали заселять довольно дикие места.
Австралию тоже заселяли каторжники
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →