Вчера не знаю в какой уже по счёту раз пересмотрели сатирическую комедию Эльдара Рязанова "Гараж" 1979года.
С одной стороны, это кино любимо десятками миллионов наших соотечественников.
С другой постоянно попадаются утверждения, что оно антисоветское и к тому же клевещет на образ жизни в нашей советской Родине.
"Ну чего я боюсь? Я достиг всего, я стар, терять мне нечего, но все равно я боюсь. Ибо меня много били, били за то, за что потом награждали…", — этот монолог интеллигентнейшего профессора Смирновского (того самого, который при фасовке картошки в колхозе засовывал в каждую упаковку свою визитку) в исполнении Леонида Маркова мог бы принадлежать самому режиссеру.
Примерно за год до начала съемок Рязанов промолчал на заседании гаражно-строительного кооператива, в ходе которого нескольких самых беззащитных владельцев лишили боксов. «Я не понимаю, почему… Была же откровенная несправедливость! Неужели я настолько трус? Чувствую себя насекомым», — жаловался он близким.
Режиссер перенервничал настолько, что на несколько дней слег с высокой температурой. А выздоровев, взялся за сценарий абсолютно «несоветского» кино: смешной, злой и печальной истории о махинациях в некоем гаражном кооперативе.
Тут надо ещё сказать, что вся лента впервые в СССР была снята в одном помещении — относительно небольшой комнате, которая в фильме превратилась в зоологический музей какого-то НИИ.
Во-вторых, ее сняли за рекордный срок — 24 дня.
В-третьих, комедия стала рекордсменом по числу задействованных в ней звезд кино.
ПОКАЯНИЕ С ТЕМПЕРАТУРОЙ
Кинопокаяние давалось Рязанову тяжело: несколько раз за короткие съемки он срывался и тяжело болел.
Первый раз это случилось, когда делали сцену, в которой Немоляева играла сходящую с ума жену Гуськова. Этот эпизод в сценарии многократно переписывался, а окончательный вариант Рязанов принес лишь рано утром перед съемкой. И сцена не шла: то Немоляева играла «без души», то кто-то не вовремя кашлял, то громко разговаривал… Режиссер требовал тишины, кричал, ударом кулака сшиб декорацию, а в итоге прекратил съемки и выгнал всех с площадки.
На следующий день он слег с температурой 41.
Примерно то же повторилось, когда в один из перерывов актеры, задействованные в картине, решили принять на грудь.
Увидев бутылку, Рязанов вышел из себя и набросился на «алкоголика», который стоял ближе всего — Георгия Буркова.
«Он схватил Жорку за грудки и поднял. Это было страшно: Жорка, вроде бы и высокий, беспомощно болтал ногами в воздухе», — вспоминает Лия Ахеджакова.
Тем же вечером режиссера увезли на «скорой» — температура подскочила до угрожающей жизни отметки ..
*
----
Итак, смотрела вчера кино очень внимательно, вглядывалась и вслушивалась в поисках неправды.
Все диалоги реально острые и остроумные.
И реалистичные.
Где же там клевета ?
Разве мы в Союзе жили как-то иначе, не так как показано в фильме ?
----
АПДЕЙТ :
https://azsxcddcx.livejournal.com/205079.html
Journal information