Из недавнего интервью
Новгородцы, и не только, пребывают в растерянности из-за ситуации на Украине. У нас есть друзья, родственники там. Сейчас мы не можем найти общего языка с ними. Что вы можете сказать об этом?
- Вам трудно понять их, им трудно понять вас. Конечно есть люди, с которыми вы никогда не найдёте общего языка. Я имею в виду детей тех, кто был замешан в гитлеровских преступлениях. Детей, которые не помнят, что это было преступлением, а считают это героизмом.
Переименовывают улицы, давая им имена тех, кто сражался на стороне фашистов. Но не стоит забывать одну вещь: на украинской земле лежат много украинских солдат, которые рядом с русскими воевали против фашизма. Я думаю, не надо впадать ни в какие исторические моменты, никогда не надо поддаваться национальной истерии. Нужно просто попытаться понять, что произошло.
Не забывайте ещё одну вещь: это маленький отрезок времени. Неизвестно, как это всё будет выглядеть потом, при изучении материалов. Один генерал мне сказал однажды: «Никогда не бывает большей лжи, чем за каждой войной». Это, к сожалению, правда. Сейчас, например, открываются подробности про Первую и Вторую мировую войну. Я считаю, не стоит впадать ни в какую истерию по обе стороны. Попробуйте рассматривать с какой-то другой стороны. Это очень тяжело. Это как развод с человеком, с которым ты жил долгое время.
Пушкин написал в одном маленьком лирическом стихотворении великие строчки: «Как дай Вам Бог любимой быть другим». Давайте попробуем перенести это на политическую ситуацию.
Поэт возвысился над ревностью, над чувством собственности, пожелал любимой женщине, которая его покинула, быть счастливой. Если у вас есть такие родственники, если они не преступники, и просто в чём-то заблуждаются, потерпите, помогите им понять.
Нужно время. Не надо поддаваться собственному настроению и впадать в истерию. Я не призываю вас к всепрощению. Но надо оставлять шанс, ведь люди в чём-то могут впасть в заблуждение. А может это взаимозаблуждение. Достоевский был прав, когда говорил: «Все виноваты во всём».
Мне, например, не понятно, зачем мы поддерживали такого бездарного и трусливого человека, как Янукович, правление которого спровоцировало очень многое. Он же показал себя как трус, он бросил собственный народ и теперь проживает в больших хоромах на Рублёвке. Всё в порядке. У него. Как успел столько земель себе набрать?
А про Крым давно писал стихи, посвятил их одному фронтовику, там были строчки: «подарил Хрущев по пьяни собратьев наших дорогих». Я давно понимал, что это было сделано несправедливо.
Сейчас я написал два стихотворения. Первое о Майдане. Я осудил кровопролитие. Второе было напечатано в «Новых Известиях», в которых я часто печатаюсь. Я напомнил украинцам, что Тарас Григорьевич всё-таки был выкуплен русским художником Брюлловым. Забывать такие вещи нельзя. И говорить, будто Шевченко был врагом русского народа, тоже неправильно. Он был врагом русских помещиков, русских угнетателей. Был замечательный фильм о Шевченко, где играл Бондарчук, о том, как он видел, как били солдат розгами до крови.
Конечно, он не мог эту Россию приветствовать, царскую Россию, о которой у нас сейчас говорится как-то неправильно, в умилённых тонах. Говорят, несправедливо, что убили царя. Да, это была страшная ошибка революции. Хотя, когда читаешь, ужасно, что делал царь. Но мы канонизировали его умилительно. Как жертве я ему сочувствую, как царь он, конечно, был безвольным. А безволие у власти – это не менее опасно для народа, чем когда руководитель опирается на собственную волю, на собственные решения, не думая о последствиях.
- Вы живёте большую часть времени за границей: во Франции, Америке. Кому-нибудь там интересно, что происходит между Россией и Украиной?
- Все люди по разному к этому относятся. Массовая печать, в основном, занимает «другую» сторону. Однако, есть и противоположное мнение. Вышла большая статья бывшего посла Джека Мэтлока, переводчика Щедрина, кстати, который мне всегда говорил: «Женя, до какой поры Щедрин будет так актуален в России?». Это был очень мудрый человек В свое статье он рассматривал со всех сторон и ошибки американцев, и ошибки СССР. Он рассматривал их как дипломат, анализировал ситуацию с обеих сторон. Там много разных мнений.
В завершении хотелось бы сказать. Я был в 96 странах, и могу вам поклясться:
никогда не впадайте в истерию, думая, что существует хотя бы одна национальность, которую можно полностью ненавидеть. Бог вам не простит. Нет такой национальности. Плохие люди есть везде. Вот их я вам не советую любить.
____
Как-то так получается, что уходят один за другим Глыбы.
Уходит эпоха.
Кто и что на смену ? ....................
Я огорчена.
АПДЕЙТ :
Решила приписать.
В 1957 году Евг.Евтушенко выгнали из Литературного института за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». (читали вы этот роман ? я- да )
В 1961 году он пишет стихотворение «Наследники Сталина», в котором выражает свое мнение по поводу остающегося в обществе сталинизма. Стихотворение актуально и сейчас через 50 лет.
...
Нет, Сталин не умер.
Считает он смерть
поправимостью,
Мы вынесли
из Мавзолея
его,
но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
...
Покуда наследники Сталина
живы еще на земле,
мне будет казаться,
что Сталин - еще в Мавзолее
В 1968 году после вторжения советских войск в Чехословакию, Евтушенко пишет телеграмму протеста Брежневу и стихи «Танки идут по Праге».
***
Танки идут по Праге
в затканой крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.
В 1961 году им написано стихотворение «Бабий Яр» о массовом расстреле евреев в Киеве, а расстреляно их было более 150 тысяч.
***
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас -
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
…
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому -
я настоящий русский!
Стихи произвели огромное впечатление на современников, и, в конце концов, в Бабьем Яре поставлен памятник. Проблема антисемитизма также актуальна до сих пор.
Потом он не раз выступал с протестом против несправедливости: писал письма против суда над Синявским и Даниэлем, против травли Солженицина, генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, поддерживал Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича.
Потеряла Россия
в России
Россию.
Она ищет себя,
как иголку в стогу,
как слепая старуха,
бессмысленно руки раскинув,
с причитаньями ищет
буренку свою на лугу.
Мы сжигали иконы свои.
Мы не верили собственным книгам.
Мы умели сражаться лишь с пришлой бедой.
Неужели не выжили мы
лишь под собственным игом,
сами став для себя
хуже, чем чужеземной ордой?
Неужели нам жить суждено
то в маниловском, молью побитом халате,
то в тулупчике заячьем драном
с плеча Пугача?
Неужели припадочность —
это и есть наш характер,
то припадки гордыни,
то самооплева —
и все сгоряча?
Медный бунт, соляной и картофельный —
это как сон безопасный.
Бунт сплошной —
вот что Кремль сотрясает сегодня,
как будто прибой.
Неужели единственный русский наш
выбор злосчастный —
это или опричнина
или разбой?
Самозванство сплошное.
Сплошные вокруг атаманы.
Мы запутались,
чьи имена и знамена несем,
и такие туманы в башках на Руси,
растуманы,
что неправы все сразу,
и все виноваты во всем.
Мы в туманах таких
по колено в крови набродились.
Хватит, Боже, наказывать нас.
Ты нас лучше прости,
пожалей.
Неужели мы вымерли?
Или еще не родились?
Мы рождаемся снова,
а снова рождаться — еще тяжелей
---
Хотят ли русские войны
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Не только за свою страну
Они погибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал,-
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Поймёт и докер, и рыбак,
Поймёт рабочий и батрак,
Поймёт народ любой страны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
АПДЕЙТ 2:
Journal information