Психологическая детективная сага о резиденте Тульеве вышла на экраны в 1968 году, но и спустя полвека остается одной из самых успешных картин отечественного кинопроката. Фильм режиссера Вениамина Дормана «Ошибка резидента» стал отправной точкой для популяризации деятельности нашей контрразведки. На волне интереса к закрытой ранее теме кинематографисты создали тетралогию, продолжив рассказ о судьбе главного героя еще в трех фильмах, работа над которыми растянулась почти на два десятилетия.
Под патронатом спецслужб
Успехом у зрителей первый в Советском Союзе многосерийный художественный фильм об «их» шпионах и «наших» разведчиках обязан реальной основе и авторству настоящих сотрудников советской разведки. Сценарий написан по биографии бывшего чекиста Владимира Владимировича Петроченкова, зашифровавшегося под литературным псевдонимом Владимир Востоков. А соавтором писателя-детективиста со шпионским прошлым стал Олег Шмелев, он же – генерал-лейтенант советской спецслужбы Олег Михайлович Грибанов.
Имела отношение к разведке и актриса Элеонора Шашкова. Еще до поступления в Щукинское училище она работала в пограничном гарнизоне – отец служил на Курилах и устроил дочь в штаб отдела разведки. Закончив курсы стенографисток, будущая «супруга шпиона Тульева» фиксировала допросы задержанных на границе японских шпионов. По стечению обстоятельств, Элеонора Шашкова сыграла жен двух самых любимых зрителями советских разведчиков – Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны» и Тульева в «Ошибке резидента».
Заслуженный шпион
Георгий Жжёнов был убедителен в образе главного героя Тульева, поскольку эта роль имела отношение к его собственной судьбе. Шпионом он в реальной жизни не был, но в лагерь в 1938 году попал по обвинению в шпионаже. Познакомившись в поезде по пути в Комсомольск-на-Амуре с американцем, актер был сослан на Колыму, о чем рассказал в своих книгах лишь в конце жизни. Получая премию КГБ за роль Тульева, Георгий Степанович позволил себе горькую реплику на ее вручении: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру».
В цирке Жжёнова приметили сотрудники «Ленфильма» и в начале 30-х годов пригласили сыграть тракториста Пашку Ветрова в картине «Ошибка героя». После первого успеха исполнитель главной роли простился с цирковой карьерой и закончил киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, где преподавал легендарный кинорежиссёр Сергей Герасимов. Знакомство с влиятельным киномэтром поспособствует активным съемкам еще во время учёбы: в этот период Георгий Жжёнов сыграл роли в картинах «Наследный принц Республики», «Комсомольск», «Золотые огни» и «Чапаев» (в сцене с самим Борисом Бабочкиным). А впоследствии именно Сергей Апполинариевич вытащит своего талантливого ученика из затянувшегося заключения. И это будет его долгом, ведь роковое путевое знакомство Георгия Жжёнова с американским дипломатом произошло в 1938 году во время съёмок в картине «Комсомольск». Разговор с иностранцем в поезде стоил брату репрессированного (Борис по надуманному предлогу был сослан раньше) 5 лет исправительно-трудовых работ на Колыме, куда Георгий был этапирован в ноябре 1939 года. Но и после отбытия наказания Жжёнова не спешили освобождать – ему объявили 21 месяц дополнительного срока.
Во время заключения Георгий Жжёнов выполнял обязанности хлеборезчика и водителя, а в 1944 году дебютировал в главной роли в спектакле «У стен Ленинграда» в Магаданском театре музыкальной драмы им. Горького. Освободившись в марте 1945 года, артист еще полтора года играл на магаданской сцене, после чего стараниями Сергея Герасимова был принят на Свердловскую киностудию. После закрытия студии в 1948 году Жжёнову пришлось перейти в драматический театр города Павлов-на-Оке (жить в столице ему было запрещено), где до следующего ареста успел проработать всего год. В 1949 году актёр был сослан в Норильск и работал до 1953 года в театре драмы в Заполярье. Там его партнером по сцене был Иннокентий Смоктуновский, с которым впоследствии они составят актерский дуэт в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
После реабилитации Георгий Жжёнов вернулся в родной город на Неве и с 1955 года работал актёром в Ленинградском театре драмы, а затем – на киностудии «Ленфильм» и в Театре им. Ленсовета (с 1960 года). С 1968 года артист работал в Театре им. Моссовета, переехав в столицу и сыграв больше сотни ролей в спектаклях и фильмах. В 1980 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. После смерти 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни Георгий Жжёнов удостоился места на Новодевичьем кладбище и мемориальной таблички на доме по улице Зоологической, 12, где с четвертой женой и дочерью (актриса, преподаватель ВГИК) жил с 1972 года до конца своих дней.
Я менял имена, я менял адреса
Партнером Георгия Жжёнова по роли Михаила Александровича Тульева, резидента западной разведки в СССР под псевдонимом «Надежда», стал Михаил Ножкин, сыгравший сотрудника КГБ Павла Синицына. Роль нелегала, работающего под прикрытием беглого вора-рецидивиста Матвеева по кличке Бекас, досталась артисту Москонцерта, уволенному… за недостаточно патриотичный репертуар. Уж кого, казалось бы, можно уличить в нелюбви к Родине, только не автора таких высоких образцов гражданской лирики, как «Я люблю тебя, Россия», «Последний бой» («А я в Россию, домой хочу»), последовательного сторонника коммунистической идеологии и критика реформ Михаила Горбачёва. Но главное, что увольнение из Москонцерта не помешало Михаилу Ножкину сыграть одну из своих лучших ролей в кино, где ему в полной мере удалось продемонстрировать незаурядный актерский, музыкальный и поэтический дар. В «Ошибке резидента» артист исполнил собственную песню «А на кладбище так спокойненько», а другую вещь его авторства – «Образованные просто одолели» – в картине спела компания курортников в эпизоде на отдыхе. А вот прочно ассоциирующийся с Михаилом Ножкиным хит «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», исполненный им в фильме под гитару от лица Бекаса, в действительности принадлежит другому барду – драматургу, художнику и поэту Евгению Аграновичу.
Михаила Ножкина мы увидим только в двух первых фильмах тетралогии о буднях разведки: «Ошибке резидента» (он состоит из двух частей – «По старой легенде» и «Возвращение Бекаса») и «Судьбе резидента». В третьем и четвертом фильмах «Возвращение резидента» и «Конец операции "Резидент"» Бекас уже не появляется. О нем напоминает эпизод с фотографией, на которой герой запечатлён на пороге здания КГБ. Почему Михаил Ножкин отказался от последующих съёмок, достоверно не известно. На все вопросы он отвечал в том духе, что нельзя войти в одну реку дважды. Зрители предположили, что артисту не понравился дальнейший сценарий или он решил не появляться на экране постаревшим.
Замена в последних фильмах умершего Ефима Копеляна Петром Вельяминовым сюжету не повредила: с ролью генерала КГБ оба актера справились одинаково хорошо.
Ребус для зрителя
Особенностью первого в СССР многосерийного фильма о разведчиках был психологизм сюжета, в котором погони и перестрелки отступали на задний план за интеллектуальным соперничеством разных разведок и тактическим превосходством советской спецслужбы. Оставили ребусы создатели картины и зрителям.
Не названо напрямую в фильме и государство, заславшее на советскую территорию шпиона Тульева. О том, что это Германия, можно догадаться по немецкоязычным радиошифровкам для «Надежды» и по разговорам на немецком иностранцев, связанных с зарубежным разведцентром. Эти догадки подтверждает и флаг ФРГ на приписанном к порту Кёльна судне «Ганновер», переправляющем Бекаса в СССР. Но в этой гипотезе остаётся нестыковка: в Германии действует запрет на проведение дознания с помощью полиграфа. Скорее всего, путаница была допущена умышленно, чтобы избежать ненужных ассоциаций и международных осложнений.
Оригинал взят у slavikap в «Ошибка резидента»: шпионский детектив на экране и в жизни
Journal information