Птичий помёт.
14 февраля 1879 года началась война из-за гуано, вчера была годовщина.
Одной из причин Второй Тихоокеанской войны было желание чилийцев захватить боливийские прибрежные территории, богатые селитрой.
Однако в этом есть один своеобразный нюанс. Источником селитры в боливийской провинции Антофагаста являлось так называемое гуано - окаменевший помет чаек и других морских птиц. За тысячи лет существования огромных птичьих базаров там скопились сотни тысяч тонн этого вещества, из которого получается хорошее удобрение, а также - основной компонент для изготовления дымного пороха.
Добыча гуано в Латинской Америке в XIX веке.
Таким образом, слегка перефразируя Мефистофеля, можно сказать, что с 1879 по 1884 год на тихоокеанском побережье Южной Америки люди гибли даже не за металл, а за куда менее благородную субстанцию. В латиноамериканскую историографию эта война вошла под названиями Guerra del Salitre (война за селитру) или Guerra del Guano (война за гуано).
[ Spoiler (click to open)]
Надо сказать, что заварушка получилась на славу. И хоть она не была столь чудовищной и беспощадной, как завершившаяся девятью годами ранее Великая Парагвайская война, чилийцы, боливийцы и перуанцы весьма активно истребляли друг друга, используя новейшие достижения технической мысли. Чилийцы больше преуспели в деле уничтожения своих оппонентов, поэтому им и досталась заслуженная победа.
Чилийцы высаживают десант на перуанском побережье.
Чилийская армия вела войну весьма брутально, проводя на захваченных территориях политику выжженной земли.
Она уничтожала посевы, сжигала или взрывала динамитом дома, вырубала плодовые деревья, угоняла или убивала скот.
Местное население почти поголовно бежало от оккупантов, благодаря чему к осени 1883 года им удалось подавить оставшееся без поддержки партизанское движение.
В 1884 году было подписано перемирие, по которому чилийцы получили всё то, ради чего почти пять лет лилась кровь.
Они до сих пор считают "войну за гуано" одной из самых достойных страниц своей истории и гордятся ею.
А боливийцы и перуанцы продолжают их тихо ненавидеть...
источник
Journal information